Медицина и качество. Клинический аудит, Князев Е.Г., 2018 год.
Проблема качества процесса оказания медицинской помощи в СМК медицинской организации. Клинический аудит.
Князев Евгений Геннадьевич, генеральный директор ООО «ЭкспертЗдравСервис», г. Санкт- Петербург.
Таевский Андрей Борисович, руководитель Интернет-портала для врачей-организаторов здравоохранения и владельцев медицинского бизнеса Здрав.Биз, г. Санкт-Петербург.
Доклад на XI Всероссийской научно-практической конференции c международным участием Медицина и качество-2018, 04 декабря, Москва, Россия. Видео
Тезисы доклада:
Качество стоит денег, вне зависимости от модели управления.
Системы менеджмента качества (СМК) - самая эффективная на сегодняшний день, но и довольно ресурсоёмкая модель управления качеством.
Качественная и безопасная медицинская помощь стоит дороже, однако в сложившейся системе платит за качество по сути сама медицинская организация.
Помимо всеобщего желания качества, необходимо знание и, в более широком смысле, культурная основа.
Один из «столпов» СМК - всеобщая приверженность качеству всех сотрудников организации.
Сопротивление профессионалов. В отличие от любых других отраслей, в медицинской деятельности основной «производственный» процесс, процесс оказания медицинской помощи пациенту, носит вероятностный характер.
Какими должны быть специальные решения? Необходимо исходить из существа основного процесса:
1). Последовательность правильных решений самый мощный момент качества лечебно-диагностического процесса в каждом конкретном случае оказания медицинской помощи
2). Врачебный профессионализм в вероятностном процессе само применение «стандартных» решений - это тоже выбор и тоже решение, поскольку число ситуаций и вариантов её динамики бесконечно, а оперировать врач, «оператор процесса», может лишь небольшой частью доступных ему данных, и их никогда не будет достаточно для полной уверенности и каких-либо гарантий
3). Коммуникация с пациентом в последнее время спрос на специализированные тренинги для медицинских работников по выработке и закреплению навыков установления продуктивной коммуникации и с пациентами и их родственниками растёт, однако растут и барьеры недоверия
4). Ориентиры для врача в условиях неопределённости как минимум, представления об оптимальном ходе лечебно-диагностического процесса для данного больного и знание того, как выработать эти представления правильно, признаки угрожающих отклонений от него и действия, способные с наибольшей вероятностью вернуть процесс в оптимальное русло.
Условия, при выполнении которых непосредственное управление вероятностным процессом оказания медицинской помощи конкретным пациентам конкретными врачами может быть гармонично интегрировано в СМК для достижения наилучшего качества в совокупности отдельных случаев:
1). Медицинские вмешательства должны осуществляться способами, обеспечивающими наилучшие результаты с минимальными рисками. Помимо хорошо известных хирургических, анестезиологических, диагностических и иных протоколов-стенограмм проведённых медицинских вмешательств, в клиническую практику прочно вошли директивные протоколы.
2). Контроль состояния процесса в т.ч. оценка результативности реализации решений, анализ динамики процесса и коррекционные воздействия. Всё это целиком входит в зону ответственности врача и вновь выводит на передний план момент профессионализма.
3). «Пациентоориентированность», иначе «пациент-центрированность» в СМК важно отразить ещё «показания» к выходу за пределы индивидуальных взаимоотношений врача и пациента, когда нужно привлекать более опытных коллег и/или руководителей к решению клинических и организационных вопросов, а также таким образом отладить процессы, чтобы врач не боялся, а стремился обратиться за помощью, а те, кто может ему помочь, делали это охотно.
Благодарим Князева Евгениия Геннадьевича за помощь в подготовке материала.
Медицина и качество. Раздел офтальмологического портала Орган зрения ведут Мухамедьянова Алия Шамилевна, Уфа, Республика Башкортостан и Голубев Сергей Юрьевич, Москва.
Офтальмология России, ophthalmology Russia. Quality of medical activity, Качество медицинской деятельности, Организация здравоохранения, Клинические рекомендации



